Что такое CJM
- Например, у вас мобильное приложение с открытками. На первый взгляд, всё просто: заходишь в приложение, находишь открытку с тюльпаном к 8 Марта, нажимаешь «Переслать» — и вот красивая праздничная картинка улетела в Viber вашей подруге. Но пользователей почему-то стало меньше, а подписку никто не покупает. CJM показывает, что конкретно не нравится пользователям. Возможно, кнопку «Переслать» находят не все. Возможно, открытка с тюльпаном — это прошлый век. А возможно, вы рекламируете приложение не тем людям.
Фрагмент CJM, которую мы разработали для негосударственного пенсионного фонда.
- Увидеть цельную картину взаимодействия клиента с продуктом.
- Осознать влияние конкретной точки на общий опыт взаимодействия.
- Оценить текущую ситуацию и быстро генерировать гипотезы и решения.
- Внедрять фичи, понимая, как они влияют на путь пользователя в продукте.
- Ускорить процесс разработки.
- Оценивать и влиять на продуктовые метрики.
CJM создается, чтобы
- проанализировать опыт клиента;
- понять потребности и ожидания клиента от продукта;
- выявить проблемы в разных точках контакта;
- найти идеи для решения этих проблем;
- понять, как продукт должен выглядеть;
- визуализировать клиентский путь для команды;
- понять ожидания команды от продукта и то, как превысить их;
- улучшить коммуникацию с клиентом;
- определить показатели для оценки эффективности бизнеса;
- синхронизироваться с командой.
Когда CJM незаменима
- Когда разрабатываешь новый продукт или функционал.
- Когда развиваешь действующий продукт.
Построение CJM позволит проанализировать соответствие текущего решения с потребностями и ожиданиями клиентов, если нужно, скорректировать УТП или текущие решения.
- Когда показатели ухудшаются, а клиенты уходят.
Необходимо выявить причины плохих показателей, найти точки роста и способы решения проблемы.
Типы CJM
Эта CJM строится на основе реальных данных — то есть по результатам исследований, интервью с клиентами, данных аналитики. Такая карта позволяет увидеть ситуацию на данный момент: какие этапы проходит клиент при взаимодействии с нашим продуктом, с какими проблемами сталкивается.
2. CJM TO BE: целевой путь.
Обычно этот тип проектируют при разработке нового продукта или фичи. Карта строится на основе гипотез, имеющихся данных о клиентах, экспертной оценки команды. СJM TO BE отображает путь клиента таким, каким он должен быть по мнению команды.
3. Типовая CJM.
Типовые карты применяются к нескольким продуктам или сценариям. Их цель — упростить построение новых СJM. Например, процесс регистрации. В продукте может быть много сценариев, но этап регистрации всегда одинаковый. Нет смысла тратить ресурс для проработки этого этапа каждый раз заново, можно использовать типовую карту.
Так выглядит типовая карта в AGIMA.
По уровню детализации СJM делится на:
1. Верхнеуровневый: описание основных этапов без уточнения шагов и действий.
2. Низкоуровневый: детальная проработка пути клиента с описанием всех действий, коммуникаций и др.
Как визуально оформить CJM
Кто отвечает за построение CJM
2. СJ-эксперт (UX-дизайнер): обладает экспертностью в анализе и создании клиентских путей.
3. Менеджер по продукту: знает о возможностях продукта и бизнес-целях.
4. Команда: дизайнеры, аналитики и все заинтересованные.
- Чем она может быть полезна продукту?
- Какие проблемы карта поможет решить в продукте?
- Хватит ли времени довести карту до конца?
Этапы создания CJM
- Спроектировать бизнес-процессы на этапе разработки нового продукта.
- Найти барьеры, с которыми сталкивается клиент.
- Определить точки роста продукта.
После этого нужно сегментировать аудиторию и составить портрет клиента. Каждый сегмент может отличаться и иметь разные потребности, мотивы и сценарии взаимодействия с продуктом.
- Социально-демографический — усредненный образ клиента: пол, возраст, место жительства, покупательская способность. Для создания используются данные веб-аналитики или результаты качественных исследований (интервью). Способ подходит для B2C-продуктов.
- Сегментирование по методике Jobs To Be Done — в основе деления лежит ситуация и конечная цель, которую достигнет клиент с помощью вашего продукта. Например, клиенты хочет заказать отчетные документы для передачи в бухгалтерию. Способ подходит для B2B-продуктов.
Определив целевой сегмент для CJM, составляем список гипотез, которые хотим проверить. Важный момент: для одной целевой группы (или для одного персонажа, если вы используете методику персонажей) рисуется одна CJM.
II. Сбор данных
- интервью;
- фокус-группы;
- наблюдение;
- данные веб-аналитики;
- анализ обращений (звонки в КЦ, комментарии критиков tNPS);
- другое.
III. Этапы взаимодействия клиента с компанией
IV. Точки контакта клиента и каналы взаимодействия
- веб-браузер;
- мобильное приложение;
- банкомат;
- телефонные звонки;
- Email;
- Push-сообщения;
- SMS.
- встреча с представителем;
- встреча с персональным менеджером;
- другие офлайн-каналы.
Могут найтись и неожиданные для вас каналы. Например, вы можете узнать, что огромное количество потребителей заходит в ваш раздел на сайте мобильных устройств, а этот раздел не адаптирован под все мобильные устройства и у части клиентов возникают проблемы из-за этого.
V. Описание точек контакта
У точек может быть несколько каналов: офлайн (магазин, точки продаж, курьер, банкомат, терминал) и онлайн (веб, мобайл-веб, мобильное приложение, веб-приложение).
Действия клиента
Что клиент делает на том или ином шаге. Например, вводит номер, вводит пароль, нажимает кнопку «Авторизация».
Барьеры
Перечисляем все проблемы, с которыми могут столкнуться потребители внутри этой точки взаимодействия. Например, курьер опоздал без предупреждения, или офлайн-точка не работает в то время, которое указано на сайте. Другой пример: на сайте или в приложении не работают какие-то функции.
Способы преодоления барьеров
Для каждого из барьеров определяем меры, которые мы должны реализовать при оптимизации услуги. Например, при заполнении каких-то полей в заявке на продукт давать клиенту подсказки о том, какую информацию тут нужно внести, или предусмотреть интуитивное автозаполнение для клиента.
Эмоции клиента
Что испытывает клиент на том или ином шаге. Эти данные мы можем получить из жалобы пользователей или с помощью качественных исследований. Это помогает увидеть проблемные места в сценарии.
Метрики
Какие метрики и показатели мы можем здесь измерить, на какие показатели влияет опыт клиента. Например, Retention Rate, время на контакт, конверсия, число переходов и так далее.
Еще можно отмечать гипотезы по решению проблем или комментарии клиентов и ответственных лиц.