Мобильная разработка: от первых приложений к большой индустрии

187
#Разработка 23 мая 2018
  • Дмитрий Шашлов

    Руководитель направления mobile

Сегодня сложно представить хотя бы мало-мальски крупный бренд, не имеющий собственного мобильного приложения. И это не случайно, ведь по приблизительным данным пользователь 86 процентов времени в интернете проводит именно с мобильных устройств, и эта цифра продолжает расти. Причем мы наблюдаем положительную динамику ежегодно. И несмотря на то, что разработка мобильных приложений — все еще относительно молодая индустрия, у нее уже есть своя история. О развитии этого рынка и его перспективах рассказывает руководитель направления мобильной разработки AGIMA Дмитрий Шашлов.

В начале были сторы

С чего началась история мобильных приложений? После эпохи коммуникаторов и ранних смартфонов компания Apple представила первый iPhone. Это был прорыв не только в технологиях, но и в способах создания приложений. Представив App Store, разработчики из Купертино как будто сказали нам: «Это то место, в котором вы можете создавать свои приложения без издержек. Придумывайте и зарабатывайте с помощью нашей экосистемы». Так начались золотые времена для приложений, когда можно было все, ведь не было еще ничего. С расширением функционала мобильных устройств разработчики смогли делать то, что раньше было невозможно.

Важно отметить, что на данном этапе инициатива создания новых продуктов шла не от бизнеса, а от программистов. Клиент еще не знал, чем можно удивить пользователя, и эту роль на себя взяли разработчики. Шел активный поиск новых интерфейсов, способов взаимодействия, а SDK, предоставляемый вендорами, еще не содержал тех решений, которые мы сегодня принимаем как данность. Разработчики сами создавали средства разработки, которые позже стали стандартными.

Приложения выходят на рынок

Особенно полезными возможности мобильных приложений оказались для социальных сетей. И сервисы для общения начали новую жизнь. Теперь можно было не только постоянно быть на связи — сами способы общения стали разнообразнее. Обмен фотографиями, видео, голосовыми сообщениями — год за годом появлялись новые способы для взаимодействия.

Однако крупный бизнес все еще опасался использовать приложения для решения серьезных задач. До определенного момента приложения не могли обеспечить безопасность данных, бесшовно интегрировать сервисы по пользовательским учетным данным, сделать коммуникацию внутри компании удобной.

И только когда вендоры привнесли свои решения по безопасности и интеграции, мобильные приложения в полной мере открыли для себя новый рынок. Начался новый этап их развития, когда платформы перешли от того, что просто поражало воображение, к тому, с чем можно было реально работать.

Разрабатывать становится проще...

Отдельное внимание стоит уделить тому, почему разработка мобильных приложений стоит особняком от других направлений: например, веб-разработки или бэкэнд-разработки. Первоначально одной из главных проблем была ограниченность ресурсов мобильных устройств. Нужно было наперед продумывать многие технические моменты: как рендерить анимации, осуществлять загрузку данных, не мешая работе пользователя. Экраны, как и их разрешающая способность, были меньше. Приходилось постоянно изобретать какие-то решения, чтобы приложение не только работало, но и выглядело красиво.

Сейчас работать над такими примитивными задачами стало проще. Экосистема мобильных приложений предусматривает возможность самостоятельного создания продукта с нуля. Можно самому опубликовать приложение, разместить его на серверах и получать прибыль. Со своей стороны, вендоры «подливали масла», предлагая больше простых инструментов: средства для создания интерфейсов без помощи кода, новые и более простые языки программирования. Появилось множество опенсорсных решений, помогающих собрать приложение как конструктор из различных компонентов. В результате сильно понизился порог вхождения в разработку, что повлекло за собой появление здоровой конкуренции и развитие индустрии в целом. Рынок наполнился сотнями частных разработчиков и небольших студий, предлагающих бизнесу свои услуги. И, как это часто происходит на этапе масштабирования, мы получили снижение качества продукта.

...и появляются проблемы роста

Что же нужно, чтобы делать собственные приложения? Стало необязательным быть профессионалом разработки программного обеспечения и иметь несколько лет опыта за плечами. Теперь достаточно пройти небольшой курс, изучить язык программирования, узнать базовые вещи о том, как строятся мобильные приложения, и вот уже спустя месяц ты можешь создать что-то свое, при этом получая за это деньги. В итоге, специалисты стали меньше внимания уделять собственно разработке, сконцентрировавшись на поддержании продукта и маркетинге.

При всей кажущейся простоте создания продукта выявилась одна существенная проблема: такие поверхностные решения не очень хорошо подходят большому бизнесу. Как только они оказываются в реальных условиях, то сразу же возникают серьезные проблемы: выявляются недочеты, которые ведут к плохой работе приложения под высокими нагрузками и другим неприятностям. И в конечном счете решающим оказывается опыт разработчика по интеграции больших сервисов и систем. Ведь он помогает спрогнозировать места возникновения проблем.

Но нельзя сказать, что творческий подход в разработке — это плохо. Нужно балансировать между уходом в формальную разработку, где все делается по канонам без особой фантазии, и чрезмерным креативом и погоней за визуальной составляющей, не думая о масштабировании в будущем.

Что будет дальше?

Какое будущее ждет индустрию разработки мобильных приложений? Хочется верить, что успешное, но, по-моему, это достижимо лишь при соблюдении одного условия: мобильная разработка должна повзрослеть. Успеха можно добиться, объединив опыт работы с большими продуктами и технологии разработки мобильных приложений. Это позволит избежать убытков, которые можно предусмотреть заранее на этапе разработки. Перспектива финансовых потерь заставляет относиться внимательнее к этапам разработки и серьезно подходить к выбору подрядчиков и решений, которые будут использоваться при реализации.


  • Дмитрий Шашлов

    Руководитель направления mobile

Блог

0 / 0
+7 495 981-01-85 + Стать клиентом
Работа у нас