11½ практических советов дизайн-лиду, или «Не ходите по моим граблям»

171
#Дизайн 22 декабря 2021
  • Константин Кислейко

    Руководитель отдела дизайна

Привет, меня зовут Костя, и я руковожу дизайном в Агиме.

В декабре я устроил эксперимент: опубликовал в Linkedin пост с предложением бесплатной консультации. Откликнулось несколько ребят, с которыми мы неплохо поболтали

В этих беседах мы затронули некоторые боли и проблемы, которые я тоже в свое время пережил. Судя по всему, они вполне типичны. И решения вполне очевидны, если об этом подумать. Но, если ты молодой неопытный тимлид, когда тебе думать? Работать же нннада!

Так что я решил их немного законспектировать в виде этой статьи. Надеюсь, это облегчит кому-то жизнь и работу. Кто-то задумается впервые, кто-то получит подтверждение своим мыслям, а кто-то оспорит и предложит лучший ответ в комментах.

Итак, теперь ты тимлид, и тебе стоит знать, что...

1. Не всё будет сделано так, как ты хочешь

Это, наверное, первое, с чем сталкиваешься. Ставишь задачу, смотришь получившийся результат, и хочется кого-то убить, а потом взять всё и переделать правильно.

Но вот о чем стоит подумать: если взять N суперкрутых дизайнеров и абсолютно одинаково поставить задачу, то они выдадут N+M совершенно разных вариантов. И очень вероятно, что не все тебе понравятся.

Скорее всего, это потому что у тебя уже сформировано в голове решение, и ты ожидаешь увидеть именно его. Но для успеха работы тебе нужно, чтобы решалась поставленная задача, а не чтобы решение совпадало с твоим.

Поэтому постарайся сконцентрироваться на объективных критериях качества: конверсиях, соответствии сценарию, брендбуку и т. д. И только если твое решение ощутимо лучше по этим параметрам — вмешивайся и дорабатывай. При этом, конечно, лучше руками дизайнера, а не своими: нарисуй скетч, расскажи еще раз и т. д. Тренируй объяснялку, в общем.




2. К каждому нужен подход

Люди разные. Как дизайнер, ты это, конечно, понимаешь. И наверняка, если ты тимлид, то уже знаешь, что люди нелогичны и ленивы. Это не совсем так (хотя и так тоже).


Максим Дорофеев в своей книге приводит интересную метафору про панического монстра и обезьянку сиюминутного удовольствия у нас в голове. Обычно мозгом рулит веселая обезьянка. Но когда наступит дедлайн, приходит Панический монстр, отбирает рычаги управления у обезьянки и заставляет мозг колбасить проект в экспресс-режиме.

Твоя задача как тимлида — понять, какой характер этой «обезьянки» у каждого из ребят, и строить свою стратегию управления ресурсами команды с этим знанием. Тогда мозгом дизайнера будет управлять не жуткий монстр, а веселая обезьянка, которой в кайф то, что она делает. И в работе будет гораздо меньше стресса (и больше веселья).

Пару месяцев назад я слушал доклад на конференции. Дизайн-лид рассказывал, как он менял сознание у дизайнеров, которые в 21 году всё еще делали дизайн в фотошопе и не признавали дизайн-системы. Он не применял репрессивные методы, а действовал гибко, как вода, потихонечку, по пикселю сдвигал их с их позиции, пропагандируя прелести новых инструментов и показывая, как они улучшают их собственную жизнь.

Подобрать правильного человека для правильной задачи, поменять ситуацию так, чтобы она соответствовала исполнителю, найти индивидуальный подход и подтюнить навыки исполнителя, заложить риски на срыв дедлайна, вовремя подкинуть топлива в креатив, правильную ссылку для вдохновения, а иногда позволить позаниматься откровенной фигней… Вроде примерно в этом и состоит работа тимлида.

3. Работа тимлида — тимлидить, а не дизайнить

Да, теперь твоя работа не рисовать красоту, не разбирать сценарии и не проводить полевые исследования. Нормальная ситуация — когда ты целый день проводишь в почте, таблицах, презентациях, не открывая дизайнеричные программы.

Ты создаешь условия, следишь, проверяешь, развиваешь, направляешь и гасишь пожары. Твоя ценность не в том, что ты рисуешь классный дизайн, а в том, что каким-то волшебным образом нарисовалось, вовремя, правильно, и все счастливы. Почитай описание уровней развития от Андрея Дороничева из Google, чтобы понимать лучше, во что мы вляпались =)

Хорошая новость: зато ты можешь по праву тимлида отжимать себе самые интересные задачи.

4. Делегируй дальше, делегируй больше

Это, наверное, самое важное, что нужно делать тимлиду. Чем больше будут делать твои сотрудники, тем меньше делать будешь ты =)

Ну, не прямо так, конечно. Ты будешь работать столько же. Может, даже больше, но станешь решать меньше тактических задач с маленьким эффектом и больше стратегических с большой отдачей.

Если удалось смириться с первым пунктом статьи, осознать второй и принять третий, то тебе не будет трудно.

Давай ребятам самим формулировать задачи, принимать решения, контролировать качество, презентовать результаты и т. д.

Вешай на дизайнеров столько, сколько они могут унести, и, может, даже чутка больше. И внезапно ты обнаружишь, что ребята не умирают, а растут профессионально: становятся ответственнее, самостоятельнее, лучше понимают и решают задачи и всё такое.

Это, конечно, если ты не облажаешься с индивидуальными особенностями отдельных личностей.

Не иди против природы человека: если дизайнер сделал классный дизайн, всё проконтролировал, принял правильные решения, но публичное выступление приводит к панике, то и не надо его гонять выступать. Презентуй результат за него.

Вот есть тут немного о том, как это работает у Netflix. Может, и тебе подойдет.



5. Встречи 1×1 — это важно

Если ты тимлид, наверняка у тебя сейчас до фига всяких задач, всё горит-кипит-бежит-кувыркается. В рабочей веселухе, помноженной на удаленку, легко потерять связь с командой. А помнишь, из предыдущего пункта, что тебе надо знать, с кем ты работаешь. Когда вас один-два человека, скорее всего, всё будет норм. Но когда 5 и больше, ты уже начнешь пропускать какие-то события и сигналы, терять связь и в какой-то момент обнаружишь, что дизайнер выгорел, спился, не вырос, а то и вовсе уволился.

Чтобы это не было сюрпризом, очень рекомендую не терять близость коммуникаций.

В моей практике хорошо себя показали формализованные регулярные встречи.

Мы проводим один еженедельный созвон/встречу с командой, где не стесняемся обсудить и рабочие проекты, и свежую игру в стиме. И каждые две недели я созваниваюсь с каждым дизайнером один на один на полчаса. Мы обсуждаем новости по проектам, личные вопросы и всякую всячину.

Я встречаюсь в достаточно свободном формате, без программы и формализма, но если ты поклоняешься системному подходу, то вот прекрасное видео Сергея Кондаурова из Яндекса с его опытом. Там всё по науке =)

6. Дружить не обязательно

Да. Дизайнеры в первую очередь коллеги и команда. Поэтому говорить на одном языке, уважать друг друга, разделять ценности — обязательно. Остальное — спорно. Выше писал, что люди разные, и подходы к ним тоже должны быть разные.

Один из моих руководителей когда-то настойчиво советовал не обедать с сотрудниками, чтобы сохранялась дистанция. С другой стороны, сгонять с командой на шашлыки к кому-нибудь на дачу или посидеть в баре вечером — это вполне норм.

По-моему, очень разумный совет, но не единственно возможный. Дружить можно. Но не обязательно.


7. Дизайнер — это инструмент

Звучит цинично, но, по сути, это так. Сотрудники — это инструменты, которыми ты, как тимлид, да и вся компания в целом работаете работу. Ты, кстати, тоже чей-то инструмент. И я.

С хорошим инструментом надо уметь обращаться, чтобы получать наилучший результат. Это, конечно, очевидно. Но что не всегда очевидно, это то, что не все инструменты подходят всем мастерам.

Иногда ты не можешь сработаться с человеком или добиться от него результата. Может, человек так себе, а может, он крут, просто ты не можешь правильно его включить и применить. Это неприятно, но так случается. И нередко.

Со мной, по крайней мере, случалось, когда я был дизайнером. Я работал с Даней, он очень крут. Как дизайнер, он просто на голову-две выше меня. И как человек — отличный. Но у нас был разный стиль и разный подход. Он перфекционист, я готов идти с неидеалом, но вперед. Он в облаках, я скучный практик. И т. д. И делать вместе одно дело было очень сложно: мы просто говорили на разных языках, по-разному оценивали одни и те же вводные, и ценности у нас были иногда противоположны. И хотя я по-прежнему восхищен его дизайном, работать вместе было мучением для меня. Наверное, для него тоже =) К счастью, руководитель на этом и не настаивал, и мы спокойно разошлись по проектам, а потом и по другим компаниям.

Если в команде есть такой человек, попробуй перераспределить его на другие проекты/задачи, дать ему больше самостоятельности, переподчинить его, поменять функцию. Попроси совета у эйчаров или руководства. Может, они помогут наладить коммуникацию или изменить процесс работы.

Не вышло? Решение расстаться хотя и не звучит круто, но оно вполне нормально. Бывает, что два прекрасных человека прекрасны только порознь. И бывает, расставание может пойти на пользу работнику больше, чем нанимателю.

Я знаю девушку, которая после подобного расставания наконец-то уехала жить в Барселону и уже лет 5 в инсте радует классными фоточками, рисует картинки и дизайнит дизайны себе в удовольствие. (Таня, привет!)



8. Увольнять больно, но это часть твоей работы

Подготовься. Увольнение — стресс не только для человека, с которым вы расстаетесь, но и для тебя тоже. Как-то давно в одной из славных компаний, где я начинал карьеру дизайн-директора, мне пришлось уволить троих ребят: вокруг бушевал кризис, под них не было работы. Я не смог этого сделать в один день: было слишком тяжело для меня. Пришлось растянуть на три и перед каждым разговором набираться духу и сил.

Скорее всего, всё пройдет нормально, но эйчар должен быть на подхвате. В моей практике был случай, когда человек не хотел увольняться, и пришлось долго и нудно воевать и договариваться. Было не очень приятно. Поэтому подготовьтесь с эйчаром к негативному сценарию. Попроси кого-нибудь отрепетировать его, если чувствуешь неуверенность.

Обычно честный разговор с открытым забралом снижает градус стресса для всех. Объясни, что происходит, как дошло до расставания, что вы пытались сделать, чтобы этого не произошло, и почему все же это произошло. Расскажи, что будет дальше и как ты попытаешься помочь человеку после расставания. Я рекомендую обязательно позаботиться о том, чтобы человек нашел место не хуже: помочь оформить портфолио, составить рекомендации.

К слову, с одним из тех троих ребят, Костей, мы до сих пор периодически общаемся. (Недавно он мне подкинул ссылку на крутой электробайк, о котором я теперь мечтаю.)


9. Из 8 часов эффективных 6 максимум

Хотя дизайнеры — это инструменты тимлида, они всё же не роботы, а живые люди. Людям свойственно ходить в туалет, висеть в соцсетях и болтать с коллегами, забывать о работе и смотреть в окно.

Мы в свое время ставили эксперимент и делали скрининг рабочего дня с секундомером. И получилось, что эффективной работы получалось от 4 до 6 часов в 8-часовой рабочий день.

А вот еще: считается, что переключение между задачами выбивает из процесса на 15 минут. То есть если ты отвлекаешься на маааленькую правочку, то вычитай 15 минут на то, чтобы оторваться от проекта и внести правку, и еще 15 минут на то, чтобы вернуться обратно. Итого 30 минут.

Так что планировать свой день исходя из 8 часов очень оптимистично.



10. Научи дизайнеров верстать

На одной из встреч подняли интересный вопрос: «Как вы уживаетесь с фронтами? Они ж вечно верстают не пойми что, задают тупые вопросы и вообще». Не цитата, но что-то типа того. А представляешь, что фронты про дизайнеров говорят...

Прикол в том, что дизайнеры живут в мире, где важны сценарии и эстетика. Для фронтов красота в стройности кода и зеленой зоне pagespeed. Как там в пословице… Дизайнеры с Плутона, фронтендеры с Сатурна, так, что ли?

Когда дизайнер рассказывает неподготовленному верстальщику, что «вот тут, конечно, всё по сеточке выровнено, но вот эту штуку нужно поставить пониже, потому что оптическая компенсация… а да, вот еще висячая пунктуация должна висеть…», у последнего случается взрыв мозга.

На фига писать стройные «цссы», компонентить компоненты, настраивать сетку, если у вас тут исключение на исключении???

В общем, такие взаимонепонимания происходят, потому что все живут в разных мирах и культурах. И очевидный способ помирить миры — сгонять друг к другу в гости. Отправьте дизайнера на курсы верстки. Мне в свое время хватило трехдневного интенсива, чтобы охватить все нужные технологии, понять идеологию фронтенда и начать говорить на одном языке с нашими ребятами.

И конечно, это работает с другими областями: аналитикой, исследованиями, бизнесом…


11. Распределяй ресурсные риски

У всех бывают внезапные авралы. Эпидемия свалила полкоманды. Внезапно надо переделать всю фичу. Прилетело 5 новых заказов. Нужно лого, а никто не умеет. У тебя не было такого? Это временно (муахаха).

Убедись, что в вашей команде нет незаменимых. Я обычно стараюсь сделать так, чтобы над каждым проектом работало 2 опытных дизайнера: чтобы они находились в контексте задач, UI-кита, процессов и т. д. Тогда один может подстраховать другого. Конечно, часто этот второй опытный дизайнер — я сам, и вроде это нормально.

Заведи базу подрядчиков. Найди ребят, с которыми говоришь на одном языке и у которых есть нужные скиллы. Наведи мосты с фрилансерами, студиями, которые могут аутсорсить, площадками по поиску дизайнеров.

По ощущениям, нужно как минимум 50% от численности людей вашей основной функции и как минимум по одному спецу во всех функциях, которые вы не умеете делать. То есть если вас 10 человек, продуктовых дизайнеров, то хорошо иметь базу из 5 подрядчиков, продуктовых ребят. И еще бы иметь иллюстратора, исследователя, графического, бренд-, моушн-дизайнера и т.д.




Подпиши с ними документы НДА и рамочный договор, обсуди процедуру оплаты и оценки. Заложи бюджеты или процедуру их получения. В общем, сделай так, чтобы они могли приступить к работе быстро, без особой бумажной и финансовой волокиты.

Кажется, это всё, что вспомнилось.

А, самый важный совет: не переживай, всё будет хорошо. Ты точно справишься, мы всей Агимой в тебя верим!

Комментарии и обсуждения статьи на vc.ru.



Блог

0 / 0
+7 495 981-01-85 + Стать клиентом
Услуги Кейсы